Видеоигры по мифологиям
Греция
Эллада вобрала в себя огромнейшее количество мифов и сказаний, и до сих пор является одной из самых богатых мифологий, оказавшей большое влияние на культуры других народов и масскульт в частности. Главной чертой является героический культ с прославлением подвигов и чести, а также божественные драмы, в ходе которых высшие существа показывают свою человеческую натуру. Все боги делятся на "поколения", каждое из которых со временем стало сближаться с миром людей. Так, первое поколение — существа, рождённые из Хаоса, второе — титаны, третье — олимпийские боги, четвёртое, пятое и шестое — их дети, внуки и правнуки соответственно. Со временем борьба за власть переходит в мирную жизнь, и, в конце концов, грань между богами и людьми стирается. Человек ставится чуть ли не на первое место и получает возможность стать бессмертным за свои заслуги. Мифология меняется по мере развития общества, что показывает трепетное отношение греков к своей культуре.
God of War (2005–2018)
Самый известный и очевидный пример игр по мифологии. Серия консольных слэшеров от третьего лица, повествующих о приключениях Кратоса — бравого спартанского воина, бросившего вызов всем древнегреческим богам. Состоит из 3-х основных игр (и одного продолжения-перезапуска), а также 4-х спин-оффов. В первой части спартанец отправляется на поиски ящика Пандоры для того, чтобы отомстить богу войны Аресу за убийство своей семьи, во второй — уже в качестве нового бога войны противостоит Зевсу, а в триквеле совершает грандиозное восхождение на Олимп. В четвёртой части Кратоса забрасывает в Скандинавию, где он воспитывает сына и сражается с новыми чудовищами. Спин-оффы затрагивают тайны прошлого Кратоса, в особенности его семью. Сама игровая вселенная пропитана мифологическими образами и крайне разнообразна, начиная с локаций и заканчивая врагами. В течение своего приключения игрок посетит Олимп, Атлантиду, царство Аида, Афины, Родос и сразится с ордами нежити, Минотавром, гарпиями, циклопами, сиренами и настоящими богами. Для истребления целых армий противников у Кратоса имеется специальное оружие, которое можно прокачивать, и различные магические способности. По "Богу войны" также была выпущена серия из шести комиксов, рассказывающая об одном из приключений спартанца.
Odyssey: The Search For Ulysses (2000)
Игра, также локализованная как "Одиссея", основана на одноимённом произведении Гомера. Уже много лет Одиссей (который здесь назван на римский манер — Улисс (о римской мифологии и их заимствованиях речь пойдёт ниже)) не присылал вестей своей супруге Пенелопе, и та послала Эрития, друга детства Одиссея, для того, чтобы разыскать его. Игрока ждёт длинное путешествие, состоящее из головоломок, битв и огромного количества диалогов. Эритий начнёт свои похождения с руин Трои, побывает на острове циклопов, встретит Посейдона, а также посетит подземное царство Аида и бездну Тартар. "Одиссея" выглядит как самое каноничное интерактивное приключение по мифологии, сосредоточенное в первую очередь на взаимодействии игрока с персонажами и средой греческой культуры.
Скриншоты с сайта MobyGames
Рим
Изначально римляне имели весьма самобытную культуру, основанную на культе природы, но по мере появления греческих колоний, римская мифология претерпела сильное влияние культуры своих соседей. Римляне начали отождествлять греческих богов с собственными, давая им новые имена и придумывая мифы на основе лучших образцов Эллады. Так, Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Посейдон — Нептуном, а великого Геракла начали именовать Геркулесом. В конце концов, переведённые, можно сказать, адаптированные на латынь тексты представителей греческого искусства получили широкое распространение в Европе, поэтому современная массовая культура эксплуатирует прежде всего римские названия.
Gladiator: Sword of Vengeance (2003)
106 год н.э., всеми любимый римский император Траян умирает загадочной смертью, и на смену ему приходит тщеславный правитель Аррунтий, возжелавший поставить Рим на колени и переименовать великий город в свою честь. Тиран устраивает самое грандиозное и кровавое гладиаторское представление, в котором участвует Инвиктус Тракс, чемпион арены и некогда любимец Траяна. В один момент главный герой лишается жизни и оказывается в Элизиуме, аналоге рая, где встречает Ромула и Рема, двух братьев-основателей Рима. Братья рассказывают, что с помощью тёмных искусств детей Марса, Фобоса и Деймоса, Аррунтий убил Траяна и узурпировал власть. Выясняется, что Тракс был избран богами для освобождения Рима и убийства деспота. Получив особые дары от братьев, Инвиктус отправляется в приключение по загробным мирам, в ходе которого он должен одолеть Фобоса и Деймоса и вернуть Риму прежнюю мощь. Игра является слэшером, так что далеко не последнюю роль играют комбо-атаки, дающие преимущество перед противниками, среди которых присутствуют скелеты, циклопы и прочая нежить. Со временем игрок получает силы богов, улучшающих его умения, а также прокачивает оружие.
Египет
Одна из самых древних мифологий, начавшая своё развитие около 5000 лет до н.э. Древние египтяне поклонялись множеству богов на все случаи жизни, но особое место также играл и культ животных, вследствие которого появились антропоморфные боги с головами зверей. В целом, у каждой местности были собственные боги, но такие божества, как Ра, Анубис, Осирис, Тот и другие почитались по всей стране. Власть правителя считалась божественной, поэтому в последний путь его провожали как подобает богу — строили массивные усыпальницы. В связи с этим был широко развит культ погребения — мумии стали ассоциироваться в первую очередь именно с Египтом, а общие атрибуты египетской народной культуры основательно закрепились в масскульте.
Big Karnak (1991)
Пожалуй, самое первое мифологическое приключение в видеоиграх, вышедшее ещё на игровых автоматах. В центре событий — мужчина по имени Карнак. Обычным солнечным днём он катается на колеснице со своей женой, пока Осирис не забирает его возлюбленную. Карнаку предстоит пройти через опасности древнего Египта и победить таких богов, как Гор, Нут, Исида и Осирис, а также одолеть бесчисленные армии их приспешников — мумий, скелетов, скарабеев и самого Анубиса. Игра состоит из трёх "фаз" по 2 уровня в каждой. Карнак посетит пустыню, пирамиду и долину реки Нил, а в финале войдёт в храм Осириса, в котором развернётся финальное сражение.
Скриншоты с сайта VGJUNK
Скандинавия
Основной концепцией этой мифологии является система девяти миров (с горизонтальной и вертикальной проекциями), находящимися на Мировом древе Иггдрасиль. Каждый мир уникален и населён различными существами. Так, Земля здесь является центральным миром (Мидгард), небесное царство Асгард населяют боги порядка, ведущие войну с богами природы из мира Ванахейм, а ниже всего располагается Хельхейм, царство мёртвых. В остальных мирах обитают великаны, гномы, эльфы и всякого рода чудовища. В целом, скандинавские образы очень хорошо проявили себя в западной массовой культуре, видимо, из-за упорядоченности мифологии и удобной возможности преобразования.
Rune (2000)
Игра основана на предсказании Рагнарёка, конца света, в ходе которого погибнут все боги и миры, а также вырвется бог обмана Локи. Для того, чтобы этого не произошло, в одной из деревень находятся специальные рунные камни. Главный герой, викинг Рагнар, уроженец этой самой деревни, отправляется в грандиозное плавание с соратниками. К их несчастью, предатели Конрак и Сигурд топят корабль с помощью чёрной магии. Рагнар вместе с остальными воинами погибает, но Один дарует ему жизнь. Викинг просыпается в подводной пещере, и ему ничего не остаётся делать, кроме как спускаться всё глубже и глубже. На своём нелёгком пути Рагнар побывает в царстве Хель, замке гномов, сразится с предателями, раскроет заговор против богов Асгарда и попытается предотвратить Рагнарёк. В игре две концовки, каждая из которых основана на выборе, предоставляемом в развязке. Среди врагов можно отметить рыб-людоедов, викингов, гоблинов, гномов, драугров и йети. Всё оружие делится на 3 категории (мечи, топоры и булавы) и крайне разнообразно, также можно использовать щиты и метать различные предметы в противников. Ещё одним преимуществом является мультиплеер с режимами "Deathmatch", "Захват флага", "Арена" и другими.
Скриншоты с сайта MobyGames
Славяне
Важнейшим объектом поклонения славян были могучие силы природы, будь то ветер, гром, или солнце, а образ леса стал решающим и вобрал в себя множество мифов и традиций. Хотя со временем племена расселялись по территории Европы и, в конце концов, разделились на восточных, западных и южных славян, в их культурах остались общие признаки, например, схожие персонажи типа вампиров (упырей), оборотней, лешего, домовых и русалок. Ввиду обособленности и чрезмерной самобытности, восточнославянская мифология не получила такого распространения, как, например, западнославянская, зато отдельные существа давно пополнили собой бестиарий архетипичных поп-культурных монстров.
Князь: Легенды Лесной страны (1999)
В незапамятные времена миром правили кланы Титанов. Самый могущественный, Северный клан, владел множеством магических артефактов, один из которых (браслет Владыка) под конец царствования богов было решено спрятать на болотах. Браслет тщательно охранялся приставленным к нему драконом, а хранителем был выбран полусмертный Ар, который контролировал чудовище через специальный амулет. Через какое-то время на болотах поселилось племя славян, а спустя тысячи лет Жёлтые собаки, заклятые враги Северного клана, напали на отряд Ара, никого не пощадив. К счастью, хранитель успел разделить амулет на 3 части и отправить к своим старым друзьям — Всеславу, викингу Сигурду и византийцу Михаилу. 2 части амулета не дошли до своих адресатов: Сигурд был убит Драгомиром, а ястреба, летевшего к Всеславу, сбил славянин Волк, который давно желал возродить свой клан. Михаил, получив свою часть амулета, отправляется в земли славян, не подозревая, что пути героев рано или поздно пересекутся. "Князь" представляет из себя изометрическую RPG, в которой игрок должен выбрать одного из трёх персонажей и, указав класс (вождь, воин, охотник, купец) и распределив характеристики (харизма, сила, ловкость, выносливость), решить судьбу браслета Владыки. По мере прохождения он должен истреблять врагов, выполнять квесты и прокачивать навыки. В игре присутствует возможность захвата поселений, после которых жители будут платить герою дань. В 2004 году было выпущено продолжение — Князь 2: Кровь Титанов, а в 2010-м свет увидел Князь 3.
Скриншоты с сайта Игры Mail.ru
Япония
Одна из особенностей японской мифологии — бессчётное количество ками (духов и божеств) и прочих паранормальных существ. По легенде, землю Ниппон создали призванные первым поколением богов супруги Идзанаги и Идзанами. Они перемешали море божественным мечом нагината и вскоре родили нескольких богов. Спустя какое-то время Идзанами погибла от рук Кагуцути, бога огня, и отправилась в подземное царство Ёми. Превратившись в разлагающийся труп, богиня решила забирать по 1000 живых людей каждый день. Ради соблюдения баланса её супруг принялся давать жизнь 1500 людям, что послужило началом явления смерти. Японский фольклор развивается и по сей день — даже в наше время появляются новые легенды о духах и демонах, сосуществующих с людьми уже в городской среде. В масскульте они зачастую переплетаются с традиционными монстрами, иногда вообще являясь чьей-нибудь реинкарнацией.
Ōkami (2006)
Действие игры разворачивается в фольклорной Японии. Сто лет назад деревней Камики правил восьмиглавый демон Ороти, и люди вынуждены были устраивать ему жертвоприношения. Однажды в жертву решили принести девушку Нами, однако её возлюбленный Наги сумел помешать этому и с помощью реинкарнации богини солнца Аматэрасу, белой волчицы Сирануи, победил демона и запечатал его в пещере. Сирануи же была отравлена и погибла. Спустя век, в день фестиваля, посвящённого давней победе мечника и волчицы, самопровозглашённый воин Сусано освобождает Ороти, который накладывает страшное проклятие на японские земли. Дух древа Сакуя взывает Аматэрасу о помощи. Богиня, как и сто лет назад, реинкарнирует в белую волчицу, но из-за потерянных сил ей предстоит вновь овладеть искусством Небесной Кисти и освободить Японию от проклятия. Игра обладает уникальной визуальной составляющей: благодаря сэл-шейдингу изображение выглядит нарисованным вручную. На идеи рисования основывается главный концепт — Небесная Кисть, с помощью которой игрок может превращать экран игры в настоящий холст, решая таким образом головоломки и побеждая врагов. В 2010 году вышел сиквел Ōkamiden: Chīsaki Taiyō, в котором вернувшемуся злу противостоит волчонок Чибитерасу.
Скриншоты с сайта GamingExcellence
Комментарии
Отправить комментарий