История русских интернет-мемов (2006–2017)
Первые мемы появились ещё давным-давно, в эпоху зарождения человеческой культуры и общества. Как уже было сказано ранее, ими могли стать крылатые фразы, ритуалы и вообще любая информация, быстрыми темпами расходящаяся среди людей. Фольклор — как раз один из продуктов такой культурной эволюции. С развитием цифровых технологий мемы перешли в виртуальное пространство и обрели совершенно новые формы, став своеобразной формой сетевого юмора. В этой статье речь пойдёт в первую очередь о графических мемах, либо идеях, которые закрепились в определённых картинках.
Сразу скажу, что описывать суть каждого мема я не собираюсь, ибо на это уйдёт слишком много времени, да и знающие люди всё равно в курсе. Для непросвещённых будут приведены ссылки на Memepedia, Викиреальность, Луркоморье, Know Your Meme и другие ресурсы. Ещё стоит добавить, что нижеприведённые временные отрезки относительны и в целом созданы лишь для удобства ориентирования, так как история интернет-культуры является цельным и динамическим процессом, который не особо терпит дробления на периоды.
Эра Приколов
2006 – 2010
Сложно сказать, когда именно локальные интернет-мемы показали себя миру, но происходило это постепенно, с ростом числа пользователей сети интернет. Принято считать, что точкой отсчёта послужил 2006 год, когда появился такой персонаж, как Медвед.2006 – 2010
Эпоха Фотожаб
2006 – 2008
Появление Медведа ознаменовало начало Эры Приколов и всей истории отечественных мемов. Именно в 2006-2007 годах зарождаются такие мемы, как Манул, Упячка, Свидетель из Фрязино и многие другие. В то же время появляется социальная сеть ВКонтакте и анонимная имиджборда 2ch.ru. Этот период — расцвет самобытности наших мемов, период легендарных фотожаб. Время, когда интернет был доступен далеко не всем, а "взрослые дяди" вовсю развлекались на Лепре, Яплакалъ и других сайтах. Сейчас эти мемы могут показаться крайне наивными и специфическими, однако стоит помнить, что и юмор в те времена был совсем другим
Эпоха Демотиваторов
2009 – 2010
Хотя считается, что демотиваторы существовали ещё до 2006 года, популярность они набрали с появлением скоростного и общедоступного интернета, а именно ближе к концу нулевых. С другой стороны, можно сказать, что две этих эпохи шли параллельно, дополняя друг друга и создавая неповторимый образ рунета тех времён. Тем не менее, демотиваторы тоже имеют не последнее значение для нашей веб-культуры и потому стоят упоминания. Впервые они начали распространяться на имиджбордах, а в 2008 году появился demotivation.me, который популяризовал демотиваторы среди широких масс. На сайте был представлен удобный онлайн-генератор, с помощью которого абсолютно любой мог сделать свой собственный демотивирующий постер. Это и явилось причиной обесценивания демотиваторов как вида интернет-творчества.
Эра Популяризации
2011 – 2014
Начиная с 2010 года, крупнейшая соцсеть ВКонтакте становится "кузницей" контента для широких масс. Если раньше это была Лепра и некоторые другие сайты, в силу своей огороженности являвшиеся самыми что ни на есть локальными сообществами, которые периодически "вбрасывали" контент в окружающую сеть, сейчас её место заняли соцсети, к которым получили доступ практически все, в том числе и подростки. Так вышло, что эта локальность и являлась причиной высокого по меркам того времени качества мемов, а когда идею поставили на "конвейер", она обрела совершенно другое значение, можно сказать, даже обесценилась. Примерно в это же время создаются различные тематические сайты, такие как troll-face, 1001мем, комиксбук и прочие.2011 – 2014
Демотиваторы почти канули в лету, и новым "модным" направлением становятся rage-фейсы, комиксы и эдвайсы, пришедшие с запада. Происходит постепенная популяризация и распространение самого термина "мем", которым начали называть всё что угодно, в основном эти самые rage-фейсы.
Эпоха Эдвайсов
2011
Эдвайсы, уже несколько лет использовавшиеся за рубежом и на наших имиджбордах, наконец проникают в социальные сети. Отражения стереотипных персонажей из разных сфер жизни (к примеру, Злой школьник и Омская птица, вышедшая из тени имиджборд) и их остроумные высказывания очень горячо полюбились пользователями. Однако эдвайсы не успели стать по-настоящему популярными, так как rage-фейсы уже начали постепенно захватывать интернет.
Эпоха Rage-фейсов
2012
Начинается настоящая "Мемная лихорадка", овладевшая рунетом и умами десятков тысяч людей. Большую роль в этом сумасшествии сыграл сайт 1001мем со своим встроенным редактором комиксов. Обширное количество персонажей, основанных на различных эмоциях, позволяло придумывать самые разнообразные сюжеты, зачастую не выходящие за пределы обыденной жизни. Тем не менее, в силу наличия некого подобия "мифологии", многие авторы не упускали возможности создания настоящих эпопей. Как и демотиваторы, rage-комиксы начинают постепенно терять свою ценность в силу простоты создания работ.
8 августа 2012 года в закрытой группе ВК под названием "LeetСрач" зарождаются т.н. "мемчики" — пародия на однообразные rage-комиксы, заполонившие к тому времени весь интернет. Стоит отметить, что они опередили зарубежный аналог на пару месяцев. Мемчики быстро набирают популярность, и это приводит к непредвиденным последствиям.
Эпоха Мемчиков
2013 – 2014
Казалось бы, культура развивается: rage-фейсы уходят в небытие, а популярность набирают иронические мемы, высмеивающие ещё совсем вчерашние тренды. К сожалению, не всё так гладко — иронию восприняли неправильно, и последователи "мемчиков" принялись делать свои работы на полном серьёзе. С запада приходят такие персонажи, как Долан, Спуди (Spoderman), Битман и прочие, даже Вонни становится вновь актуальным (что является хорошим примером уникальности наших мемов). Сюжеты комиксов тоже меняются — вместо жизненных ситуаций основой для шуток стали гипертрофированные случаи из интернет-жизни, в частности, троллинг. "Траллирование лалок", "сасай", "батрудинов" — подобные искажения слов пришли на смену забытому падонкаффскаму жаргону. В 2014 году мем Диб, дарующий вторую жизнь уже умирающим мемчикам, "обогащает" лексикон такими словами, как "теребонька", "хлебушек" и т.п. Однако ничто не вечно, и мемчики теряют актуальность, породив новую, ужасающую культуру.
Эра Ассимиляции
2015 – …
В этот период объёмы неправильно интерпетированной иронии начинают достигать критических масштабов, а мемы полностью проникают в СМИ и реальную жизнь. Становятся популярными такие паблики, как "4ch" и прочие раковальни с "аморальным" контентом (edgy на западный манер). "Мемасы" заполоняют всё вокруг, а культура видоизменяется и постепенно увядает. Происходит стирание и так довольно тонких границ между "мемной элитой" с имиджборд и массами, обитающими в соцсетях. В условиях такой обособленной и хрупкой системы, как рунет, подобное событие вообще можно воспринимать как катастрофу, поскольку система работает засчёт "верхов" и "низов". Работает на западе, но, к сожалению, не у нас.2015 – …
Эпоха Недоиронии
2015
Ироничное отношение к мемам переросло в изначально саркастичное направление "аморальных" мемов. Как обычно, люди подхватили эту идею и не поняли её, принявшись утрировать всё подряд. Так, слово "мемчики" трансформировалось в "мемасики", и теперь в моде уже не кривые рисунки в Paint, а картинки про Украину, сверхъестественность казахов, кумыс и старые отечественные ситкомы не самого лучшего качества. Распространяются такие мемы, как Ничоси, Кек, Ухади и многие другие, а с появлением пабликов "4ch" и "2ch" непросвещённые люди перенимают культуру имиджборд, адаптируя её под себя.
Эпоха Хайпа
2016 – 2017
Драмы и ажиотаж становятся главным источником новых мемов. Казалось, так было всегда, но именно в конце 2016–начале 2017 года это достигло своего апогея. "Он вам не Димон", ситуация с Дианой Шурыгиной, Versus Battle и вообще любые события из окружения видеоблоггеров и телевизионщиков. Ютуб становится новым катализатором мемов, а ВКонтакте — распространителем. Теперь, в основном, тренды, события и инфоповоды порождают мемы, причём ещё и не самого лучшего качества. Людям надоело придумывать что-либо новое, они готовы только потреблять. Таким образом, наши мемы окончательно потеряли всякую самобытность и стагнировали.
Корень проблемы заключается в том, что люди просто не понимают сути. За рубежом мемы ценятся прежде всего как вид творчества, у нас же это пустая "ржака", над которой не принято стараться. Действительно, зачем качать какой-нибудь фотошоп, если можно неумело растянуть картинку в Paint или вообще обойтись без сторонних программ, просто добавив "смешную" надпись во встроенном фоторедакторе ВК? В нашем сознании мемы укоренились в первую очередь как смешные картинки и ничто иначе, а превращение целого пласта интернет-фольклора в бизнес усугубило ситуацию, сломало границы (спасибо, Абу) и превратило мемы в мусор. Люди не воспринимают их серьёзно, даже сами слова "мемчики", "мемасики" и "преколы" на это намекают, а ведь мемы это крайне любопытный культурный инструмент. Такого рода бизнес напрочь лишён духа исследования и творчества, а из-за размытых границ воровство контента является вполне обыденной практикой. Массы, замечая новую идею или инновационную форму, преждевременно убивают её ещё на раннем этапе своего существования, хотя всё должно быть наоборот. В правильно функционирующей системе "элита" сбрасывает исчерпавшие себя мемы к потребителям, но наша система сломана и останется таковой, пока мы в корне не изменим своего отношения.
С другой стороны, область видеомемов в постсоветском пространстве ещё не поражена раком — процветает жанр русских пупов (RYTP) и иронических монтажей. Хотя пупы уже не так популярны как раньше, они по-прежнему остаются в нише с собственнами мастерами и аудиторией. Не удивительно, что потребителями такого контента является прежде всего современная "мемная элита" из локальных пабликов. Причина такой "изоляции" кроется в годах, когда пупы только-только переживали свой расцвет. Главную роль тогда сыграл своеобразный "порог вхождения" — монтажи основывались на переработке уже популярных видео (источников для пупов, именуемых сурсами), поэтому массы не заходили дальше них, довольствуясь "приколами", а зачастую только их посредниками (шоу, обозревавшими вирусные ролики), и отсеивались. Кое-что посложнее их не интересовало, поэтому RYTP достаточно долгое время находился в тени. После обретения популярности он пережил немало взлётов и падений, и, в конце концов, "умер". Отдельно стоит отметить, что процесс "пупинга" намного сложнее пресловутого склеивания картинок и требует своеобразного чувства юмора и вкуса. Поэтому со временем отсеялись и псевдофанаты, и RYTP вернулся в тень, где находится до сих пор. Правда, как и с любым другим искусством, есть те, кто пытается его эксплуатировать, не боясь даже вставлять рекламу в свои пупы. Несмотря на это, видеомемы продолжают жить, сохраняя свою самобытность, как и много лет назад.
Что дальше?
2018 год станет началом Эпохи Пост-иронии, крайне неправильной и даже извращённой. По-сути, это те же "аморальные" мемы в новой обёртке. Тем временем, за рубежом развиваются собственные представители пост- и мета-иронии, такие, как сюрреалистические мемы, и они являются не совсем мемами в привычном нам понимании, в то время как мы зацепились за этот устаревший шаблон и никак не можем от него отойти. Ситуацию, очевидно, подогревают крупные паблики, которые в погоне за выгодой не дают развиваться культуре и прививают новым пользователям искажённое представление о действительности.
Некоторые стараются пилить "годный контент" в своём уникальном стиле, за счёт которого пытаются "выехать" почти все популярные паблики-плагиаторы. Кто-то потребляет свежие зарубежные или локальные мемы, совершенно разочаровавшись в нашей интернет-культуре. Также существует множество узконаправленных сообществ, посвящённых мемам про историю, политику, философию, искусство, т.н. "мемы для элиты". Их главная проблема — высокие темы оказываются зажаты в устоявшиеся формы, что является до жути претенциозным. Такое преобладание "сути" над "структурой" является ещё одной причиной непропорционального развития наших мемов. Впрочем, у каждого есть выбор, что именно ему потреблять.
Главное помнить, что мемы — это неотъемлемая часть современной культуры, которая уже давно просочилась за пределы интернета. Сеть же, как известно, бережно хранит всю выкладываемую информацию, а в связи с постепенным слиянием реальной жизни и интернета эта проблема обретает более острый характер. Поэтому очень важно сохранить лучшую часть веб-культуры и передать её будущим поколениям вместо того, чтобы деградировать и засорять и без того загаженное информационное пространство. Предполагаю, что скоро мы достигнем мемной сингулярности — момента, когда новые мемы будут появляться невероятно быстро, а всё вокруг будет засорено информационным шумом. Предпосылки к этому были уже в октябре 2016 года, когда в разделе r/me_irl сайта Reddit велась "мемная война", и каждый день появлялись новые идеи, боровшиеся за первенство. Впрочем, это случится лишь когда мемы поставят на полное автоматическое производство, а развивающийся искусственный интеллект примется имитировать искусство. Времени предостаточно, но задуматься об этом стоит уже сейчас.
Боритесь с раком, придумывайте что-нибудь новое и продвигайте самые годные мемы, пока не стало слишком поздно.
Отличный образец углубления в историю русскоязычных мемов и анализ с точки зрения мемологии. Я соглашусь с мнением, что текущее состояние мемных картинок близко к стагнации
ОтветитьУдалитьСегодня уже распространяются видео-мемы, постирония. Началась сингулярность, когда точную фазу определить невозможнно.
ОтветитьУдалитьгде купить семена адениума
ОтветитьУдалитьадениум и плюмерии
текст отличный, но демотиваторы реально появились чуть раньше. люди ухитрялись творить и по дайл-апу. но в разрезе массового распространения, да, приблизительно 2005-2006 годы.
ОтветитьУдалить